Альбион
ПОДГОТОВКА В РОССИИ
ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
С 1993 ГОДА

О девочках мы как-то не думали

Журнал «IQ», № 1 (май) 2000г.

История Глеба КОШЕЛЕВА не совсем типична. Он уехал учиться в английскую школу в девятилетнем возрасте. А потому достаточно легко и быстро вошел в незнакомую среду, принял новые правила и порядки и освоил английский язык. Сейчас Глебу 15 лет. Он заканчивает среднюю ступень обучения в известном британском пансионе Cheltenham College. Co дня основания и буквально до последнего времени это был мужской колледж. Так что пять лет из шести, проведенных в Англии, Глеб учился исключительно с мальчиками. Однако никаких особых неудобств и проблем в связи с этим не испытывал. Возможно, отчасти потому, что пребывание Глеба в закрытом мальчишеском коллективе пришлось на детские годы, когда общение со сверстниками своего пола вполне естественно и даже предпочтительно.

Все началось с летних подготовительных курсов британской образовательной программы «Альбион». Летом 1994 нас привезли в Англию: старших определили в школу Box Hill, а тех, кто помладше (в том числе и меня), – в школу для маленьких Oakham School. Она находилась в двух часах езды от Лондона. В летней школе нам в основном преподавали английский и устраивали развлекательные программы. Через месяц нас перевели в Box Hill, частную школу в пригороде Лондона, для продолжения учебы. Там все было организовано примерно так же.

Изучение английского и знакомство с Англией продолжилось и во время вводного курса, на который я поехал вместе с мамой. Вводный курс уже предназначался для тех, кто собирался дальше учиться в английских школах. Нас возили по разным пансионам – чтобы мы выбрали. В результате моя мама остановилась на маленькой деревенской школе Rose Hill. Просто потому, что в ней было мало русских детей.

Мне же эта школа не понравилась. Очень она маленькая. Да и местечко – настоящая глушь: вокруг ни души, одни коровы на полях пасутся. Тем более было обидно, что я видел другие школы с нормальными теннисными кортами, закрытыми бассейнами, спортзалами. У нас ничего этого не было. Что происходит на уроках, я тогда толком не понимал, потому что английский знал не очень хорошо.

Поэтому мама стала подыскивать мне новую школу. Кстати, все это время мама жила в городке Челтенхем. Казалось бы, логично, чтобы я был рядом и учился в местном Cheltenham College. Но эта школа представлялась нам элитарной и недоступной. До тех пор, пока колледж не устроил день открытых дверей. Большой, просторный, расположенный в средневековом замке, но оснащенный всеми современными facilities (оборудованием и сооружениями), Cheltenham очень нам понравился.

Короче, на следующий год я перевелся туда. Меня определили в третий класс. Тогда Cheltenham еще был школой для мальчиков. Но в детский сад и младшую школу уже стали брать девочек. Честно говоря, тогда, в десятилетнем возрасте, мне было все равно, раздельная школа или совместная. Я очень быстро подружился с мальчишками из класса. Помогло еще то, что в моей комнате в общежитии кроме меня жило еще 7 человек. Жизнь в общей комнате объединяет. И не позволяет скучать и тосковать по дому и родителям. Самое интересное происходит, когда выключается свет: начинаются разговоры, веселье. Хотя, конечно, шуметь после отбоя запрещено.

В британских школах вообще строгие правила. Вся жизнь регламентирована. Подъем в 7.30 утра, обязательная утренняя молитва в церкви где-то в течение получаса, потом следуют два урока, тридцатиминутный перерыв, еще два урока, обед, еще три урока, спорт. В 19.15 все обязаны вернуться в дом для выполнения домашних заданий. В 20.45 - свободное время. Где-то через час наступает отбой ( время отхода ко сну зависит от возраста ученика, старшим разрешено бодрствовать до 11 вечера).

Правила в школе были такие. Нельзя курить, пить, естественно, употреблять наркотики. За курение на первый раз - штраф 10 фунтов и факс родителям. Был случай: одного мальчика за курение оштрафовали и заставили написать на бумаге - не знаю уж сколько раз - «курение опасно для моего здоровья», а потом отправили это письмо родителям. За повторное нарушение - штраф 20 фунтов. Если поймали в третий раз, на две недели исключают из школы. То же самое наказание и за алкоголь, но только исключают сразу, в первый же раз. Как-то у нас в школе случилось ЧП: одного мальчика поймали с наркотиками. Кто-то на него донес, так по всей школе пошла проверка. Родителям разослали бумажки, в которых запрашивалось их разрешение на проверку детей на наркотики. Если результат положительный, ученика сразу исключают из школы. Но в полицию школа не сообщает.

Кроме того, запрещалось выходить за территорию школы. Унижать других - за это выгоняют на две недели или исключают вообще. Надо было еще все съедать за обедом и ужином. За этим следил один из учителей, который стоял в столовой и наблюдал за всеми. Младшим школьникам нельзя было есть сладкое. Десерт выдавали строго в определенное время - на ужин по понедельникам, средам, пятницам и воскресеньям.

Еще одно правило: быть опрятным, следить за своим внешним видом, обязательно каждое утро чистить ботинки. Кстати, в младших классах большинства английских школ мальчики обязаны ходить в шортах и зимой, и летом. Так там закаляют силу воли.

Обязательны и еженедельные дежурства по школе. Ты убираешь всю школу перед началом занятий. Не один, конечно, а с группой (группу составляют ученики, живущие в одном доме, обычно 30-40 человек). Опять же это делается в воспитательных целях, а не в целях наведения чистоты – ее уже до нас наводят уборщицы.

Если ты провинился, твое имя вносили в черный список – был такой в учительской. Если за неделю набиралось три провинности, школьника отправляли на исправительные работы, как правило, на внеочередное дежурство.

В английских школах принято также шефство: старших назначают следить за маленькими (в доме, а не в школе). В последнем классе младшей школы, когда я шефствовал над малышами, я должен был следить за тем, чтобы они ложились спать, когда положено, не баловались. Утром я должен был показывать им пример: вовремя встать, отвести их на завтрак. В четвертом классе средней школы меня назначили воспитателем третьего класса. В колледже дисциплина, естественно, уже круче. Я имел право наказывать подшефных, если они провинились, например, у них в комнате погром, вещи раскиданы или еще что.

Как наказывать? Как захочется мне. Например, заставить их почистить мои ботинки или убрать мою комнату. Можно придумать и что-нибудь посерьезнее: например, поднять их в шесть утра, выгнать на улицу, самому сесть на велосипед и заставить их бежать за собой. Но до такого я не доводил. Наказания за непослушание дисциплинируют. Все это понимают. Другое дело, что обидно получать взбучку от такого же ученика, как ты, только старше.

Весь этот порядок и расписанное по минутам время не позволяли расслабиться. Мы (или, во всяком случае, я) не страдали от отсутствия девочек. Тем более что нельзя сказать, что в мире вокруг нас не было девочек вообще. Они учились в младших классах нашей школы. Кроме того, старшеклассники (из пятого и шестого классов) раз в триместр ездили на дискотеку в женский колледж Cheltenham Ladies (это одна из самых престижных частных школ, туда, например, Мадонна уже с малолетства записала свою дочь).

Я помню тот день, когда нас первый раз вывезли на дискотеку. Было очень смешно. Зал как будто был разделен невидимой чертой, за которую нельзя было переступить. Мальчики стояли по одну сторону, девочки – по другую. И только по прошествии часа-полутора кто-то осмелился переступить эту черту.

А в старшей школе senior school у нас уже началось совместное обучение. Честно говоря, мы очень ждали этого момента. Вообще, насколько я знаю, сейчас все больше и больше британских школ переходит от традиционного раздельного образования к совместному. Так, по-моему, естественнее и лучше для всех.