Альбион
ПОДГОТОВКА В РОССИИ
ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
С 1993 ГОДА

Полезная информация по обучению в Швейцарии

Из журнала-путеводителя компании "Аэрофлот"

Обязательное начальное и среднее образо­вание в Швейцарии начинается, как правило, с детского факультативного образования в дошкольных дет­ских учреждениях. В зависимости от кантонов детей 4-6 лет записывают в дошкольные уч­реждения. 99% маленьких швейцарцев посеща­ют их в течение одного года, а 63% — в течение двух лет.

Затем начинается обязательная начальная школа, где продолжительность обучения ко­леблется от 4 до 6 лет.

Следующий также обязательный этап — I сту­пень среднего образования, длящаяся 3-5 лет. На этой стадии существует большое разнооб­разие школ и, следовательно, выбора для уча­щихся. Главным образом, различают школы раздельного профиля (с профессиональным уклоном), кооперативные школы раздельного профиля и интегрированные школы смешан­ного профиля.

Смысл первого обязательного этапа среднего обра­зования — в обеспечении базовой подготовки молодёжи либо для перехода к производст­венному образованию и труду, либо для продолжения общего и специального образования.

Вторая ступень среднего образования в Швейцарии не яв­ляется обязательной с точки зрения закона, но является таковой с практической точки зрения для получения аттестата зрелости, приобретения полновесной профессии и продолжения обучения в вузах.

Те, кто на этом этапе выбирают путь опреде­лённой профессиональной ориентации, учатся по системе «дюаль» одновременно в професси­ональных школах и на соответствующих предприятиях. В итоге они получают возможность продолжить и завершить образование в том или ином высшем профессиональном училище в области техники, торговли, ремёсел, сельского хозяйства или творческой деятельности.

Школы общеобразовательного профиля предлагают 2-х или 3-х-летнее обучение с выходом на получение диплома. Они обеспечивают хо­рошие знания общей культуры и открывают возможности дальнейшего профобразования в парамедицине, социальной, педагогической и артистической областях. Кантональные и му­ниципальные школы типа гимназий готовят учащихся к поступлению в университеты.

Экзамены на аттестат зрелости, венчающие обучение в системе второй ступени среднего образования, состоят из семи обязательных основополагающих предметов и двух предметов по выбору ученика. К этому добавляется представление индивидуальной дипломной работы.

Такая структура и организация экзаменов на аттестат зрелости постепенно принимается всеми кантонами и Конфедерацией в целом.

Профессиональным образованием в Швей­царии начинают заниматься со школьного возраста. Различные учебные заведения, курсы и стажировки предлагают выбор из четырёх сотен так назы­ваемых «неакадемических» профессий, то есть занятий, непосредственно ведущих к трудовой деятельности.

Занимается этими вопросами Федеральное агентство по промышленности, искусствам, ремеслам и труду (OFIAMT).

Высшее профессиональное образование в Швейцарии требует многих лет обучения в системе второго эшелона средней школы. Здесь речь идёт об училищах более высокого разряда, готовящих инженерные и преподавательские кадры, эко­номистов, специалистов социальной сферы и парамедицины.

К этому же типу учебных заведений отно­сятся институты, обеспечивающие выпускни­ков федеральными дипломами высокой техни­ческой квалификации.

Университеты и высшие политехнические училища Швейцарии пользуются заслуженным признани­ем в стране и за рубежом. Девять кантональных университетов обеспечивают потребности Швейцарии в учёных специалистах и кадрах высшего уровня. Четыре из них расположены в романской части страны: Фрибург, Женева, Ло­занна и Невшатель. Четыре — в немецкой части: Базель, Берн, Цюрих и Санкт-Галлен. Один университет функционирует в италоязычной части Швейцарии — в Тичино.

К этим вузам следует добавить два федераль­ных высших политехнических училища в Лозанне и Цюрихе, педагогический институт в Санкт-Галлене, а также высшее училище в Лю­церне.

Финансирование вузов осуществляется на 40% за счёт Конфедерации и на 6о% за счёт кантонов, где они расположены.

Ценной особенностью швейцарских вузов считается тройственный учебно-научный и конкретно-прикладной характер. Так, 43% сту­денческого и преподавательского состава швейцарских вузов параллельно с учебным процес­сом занимаются научными исследованиями, часто выполняют конкретные разработки, участвуют в программах экономического и тех­нического развития.

Наиболее высока доля научных исследова­ний в точных и естественных науках. В этих областях более высокий уровень внешнего фи­нансирования, выше стипендии и зарплаты. На втором месте — технические науки и меди­цина. На третьем — гуманитарные и социаль­ные науки.

На научно-технические исследования Швей­цария затрачивает 2,67% своего ВВП. Частный сектор обеспечивает 68% этих средств, что составляет 6.37° млн. франков. В свою очередь, 5.230 млн. франков (82%) из них расходуется на развитие трёх профилирующих отраслей национальной экономики: химии, машино­строения и металлургии, электроники. При этом значительно большие суммы (более 7.000 млн. франков) частные предприятия Швей­царии, имеющие иностранные ответвления, инвестируют в научно-технические исследова­ния за рубежом.

По общенациональной линии Конфедера­ция вкладывает ежегодно в научно-техниче­ский прогресс более 2.000 млн. фр., значитель­ная часть которых поступает в высшие учили­ща и университеты.

Пользуясь национальными и частными суб­сидиями и заказами, вузы Швейцарии ежегодно расходу­ют на научно-техническую деятельность 2.270 млн. франков.

За последние полвека одиннадцать швейцар­ских деятелей науки и культуры стали лауреа­тами Нобелевской премии: два - в области хи­мии, три - в физике, пять - в медицине, один - в литературе.

А что же Жан-Жак Руссо? Его снисходи­тельная улыбка обращена сегодня, как и более двухсот лет назад, ко всему мятежному челове­честву, так и не поймавшему синюю птицу всеобщего счастья. Но в том, что сад для неё уже посажен в Швейцарии, есть, видимо, и его фи­лософская заслуга.