Альбион
ПОДГОТОВКА В РОССИИ
ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
С 1993 ГОДА

Как не потерять мотивацию за полтора года обучения онлайн (ноябрь 2021)

Личный опыт российской студентки Королевского колледжа Лондона

Дарья Гурко закончила старейшую школу в Великобритании – King’s School, Canterbury. Именно с неё в конце VI века началась история школьного образования в стране и именно она стояла у истоков легендарной системы частных школ-пансионов, которыми так гордится Британия. После школы Дарья поступила на французское отделение не менее известного университета со схожим названием – King’s College London (KCL). Но из-за пандемии половину университетского курса пришлось провести онлайн. О всех плюсах и минусах учёбы за рубежом до и во время ковида Даша рассказала в беседе с журналистом Еленой Коптеловой.

- С чего началась ваша история обучения в Великобритании? Почему была выбрана школа King’s School, Canterbury?

- Изначально я хотела учиться в англо-американской школе в Москве. Но именно в тот год, когда я собралась туда переводиться, она перестала принимать русских учеников. Так возникла идея продолжить образование в Великобритании, куда я на протяжении нескольких лет ездила в летние лагеря и где мне очень нравилось.

«Альбион» помог нам подобрать школы, и мы поехали их посмотреть. Среди них была и King’s School, Canterbury классический английский пансион с многовековой историей. Школа произвела на меня впечатление, кроме того, в её пользу говорили высокий рейтинг и удобное местоположение.

Для поступления в King’s School надо было пройти вступительное тестирование и интервью. Экзамены были довольно сложные, они включали естественные науки, математику, английский язык и невербальную логику. У себя в школе к тому времени я ещё не изучала ни физику, ни химию, поэтому пришлось заниматься с преподавателями по британской программе. Дополнительные занятия и подготовка потребовались и по другим предметам, в том числе и по английскому языку. С этим мне тоже помогли в «Альбионе», и меня приняли в King’s School.

- Какие воспоминания остались о школе? Тяжело ли было войти в новый коллектив и привыкнуть к новой системе образования и жизни вдали от родителей, в пансионе?

- Я очень радовалась тому, что еду в английскую школу. Мне совершенно не было страшно и я была уверена, что мне понравится. Так и вышло: я спокойно и легко влилась в учёбу, мне было интересно учиться. Хотя поначалу далеко не всё понимала – и на уроках, и в общении с соседками по пансиону. Все слишком быстро говорили, часто используя сленг. Стало ясно, что какой бы хороший уровень английского у тебя ни был, всё равно этого мало для полноценной учёбы и жизни в Англии.

В английской частной школе-пансионе всё по-другому – менталитет, правила, распорядок. И ко всему этому надо привыкнуть. Например, к еженедельным воскресным службам в церкви. Или необходимости договариваться, с кем из одноклассников ты будешь сегодня вместе обедать. Между домами-пансионами постоянно устраивались соревнования и конкурсы – спортивные, творческие, музыкальные. Это тоже часть школьных правил и традиций.
На адаптацию у меня ушло где-то полгода. Но не только у меня. Все новички через это проходят, в том числе англичане, которые впервые покидают родной дом и оказываются в пансионе.

В первый год моего обучения в King’s School в классе было мало иностранцев, и в пансионе со мной жили в основном англичане. И это пошло на пользу – помогло мне найти общий язык с местными ребятами и довести свой английский до их уровня. К старшим классам в школе появились и русские, и другие иностранцы, но к тому моменту я уже была своей среди англичан.

- А что можете сказать об учебной программе, насколько она отличалась от российской?

- Мне больше понравилось, как учат в Англии: там много лабораторных работ и проектов. Ты не только по учебнику, но и на практике изучаешь предмет: делаешь что-то своими руками и сразу видишь результат. Плюсом я считаю и то, что на выполнение домашней работы выделяется определённое время – это дисциплинирует и структурирует день. Преимуществом является и большое количество секций и клубов на любой вкус. Например, я занималась гольфом, вокалом и гитарой.

В моей английской школе были очень дружелюбные преподаватели, которые всегда были готовы помочь, своим отношением они мотивировали учиться. Я приехала в King’s School в 13 лет. В первый год, в 9-м классе, уроки нередко проходили в игровой форме, мы смотрели фильмы, участвовали в познавательных викторинах. Но дальше началась подготовка к GCSE (экзаменам на сертификат об общем среднем образовании, 10-11 класс – Прим. автора) и всё стало более серьезно.

Экзамены GCSE я сдавала по 11 предметам. Сложность заключалась в том, что в один день назначалось сразу несколько экзаменов и весь экзаменационный график был очень плотным. Сами экзамены, если к ним готовиться, сдать не трудно.

После GCSE начинается финальный этап школьного образования – двухгодичная специализированная подготовка в университет A-level. К этому моменту уже надо понимать, чем ты хочешь заниматься дальше. И выбирать соответствующие профильные предметы для изучения.

- Какая была ваша специализация в старших классах и какие университеты вы рассматривали для продолжения обучения?

- Для программы A-level я взяла 5 предметов – экономику, математику, французский, физику, а также русский в качестве дополнительного. К финальному году осталось четыре – от физики я отказалась. Кроме углубленного изучения профильных предметов, в старших классах было много интересной проектной работы, так, я делала проект смарт-сити на примере Милана.
Как я уже сказала, выбор предметов напрямую связан с будущей университетской специализацией, то есть о поступлении в университет ученики задумываются уже в конце 11 класса, до перехода в старшую школу (всего в школах Британии учатся 13 лет – Прим. автора). О том, какую специальность и университет выбрать, можно посоветоваться со школьной службой карьеры и своим тьютором. Они детально объясняют всю вступительную процедуру и помогают написать мотивационное письмо.

В мой список университетов входили UCL, KCL, Уорик, Эдинбург и Cass Business School. Во всех из них я побывала на днях открытых дверей и изучила условия приёма. Я подавала документы на две разные специальности – техническую (Management Science) и лингвистическую (French), а мотивационное письмо при этом надо было написать одно общее. Видимо, оно получилось вполне убедительным – мне пришло положительное решение из всех выбранных вузов.

В итоге я остановилась на лингвистике и решила учиться в Лондоне. Мои финальные оценки на выпускных экзаменах оказались даже выше, чем требовались для поступления на французское отделение King’s College London, так что университет подтвердил моё зачисление. Интересно, что многие мои друзья-одноклассники предпочли Лондону студенческие города, где вся жизнь строится вокруг университетского кампуса и где, как говорят, можно по-настоящему почувствовать себя студентом.

- Расскажите поподробнее о своей студенческой жизни в King’s College.

- После пяти лет в школьном пансионе мне хотелось сменить обстановку и пожить самостоятельно. Поэтому я отказалась от университетского общежития и сняла квартиру в Лондоне.

К сожалению, нормальная учёба длилась чуть больше полугода – половину первого курса, а потом случилась пандемия (в начале 2020 года – Прим. автора) и мы ушли в онлайн. Второй курс я также училась дистанционно. Так что о собственно студенческой жизни могу рассказать немного.
Впрочем, я всё-таки успела познакомиться со множеством людей, в частности, благодаря студенческим сообществам и мероприятиям – я старалась успеть везде, мне всё было интересно. Бралась в том числе за новые темы и предметы, в частности, изучала программирование, участвовала в сообществе моды. Это и полезные связи, и возможность расширить свою специализацию.

KCL входит в состав Лондонского университета, объединения нескольких столичных вузов. Благодаря чему студенты приобретают немало преимуществ, главное из которых – возможность пользоваться ресурсами всех вузов-участников. Кроме того, студентам предлагаются различные скидки – на транспорт, покупки, выставки и т.д.

Мне очень понравилось, как организована учёба в униврситете – совсем по-другому, чем в школе. В школе за тобой бегали и контролировали выполнение заданий, а здесь ты все планируешь сам, тебе дают больше свободы и выбора.
Пока мы учились очно, освоить этот новый подход к учёбе было несложно. А как только нас перевели на дистанционное обучение, пришлось искать дополнительную мотивацию. Меня, например, спасало то, что можно было ходить в университетскую библиотеку: там проще было создать рабочий настрой, чем дома.

- Что ещё мотивировало в период изоляции и виртуального обучения? Как изменилась учёба в этот период?

- Было непросто привыкнуть к дистанционному формату, когда ты предоставлен сам себе и постоянно должен настраиваться на учёбу. В марте, когда всё полностью закрылось, я улетела в Москву и дальше уже училась из дома.
Поначалу всё было неплохо. Университет быстро перестроился на виртуальное обучение, используя действовавшую и до этого онлайн-платформу. По содержанию программа не изменилась. Мой бакалаврский курс по французскому языку состоял из лекций и семинаров, связанных с лингвистикой и литературой. В течение учебного года надо было пройти 8 модулей и набрать 120 баллов.

Лекции записывались и их можно было посмотреть в любое удобное время. Семинары транслировались в режиме реального времени – к ним мы подключались по расписанию. На занятия собирались далеко не все студенты, и лишь некоторые включали камеры. Из-за этого преподаватели не могли оценить, слушают ли их и понимают ли материал.

Второй год учиться онлайн было сложнее. Началась специализация, появились новые преподаватели и однокурсники, с которыми я не успела познакомиться лично. Мы собирались на семинары, не зная, а порой и не видя друг друга, обсуждали заданные темы и расходились. Никто ни с кем не общался после занятий. По сути, вся учёба свелась к механическому выполнению заданий.

- Другими словами, затянувшееся виртуальное обучение из дома у вас не вызывало никакого энтузиазма? Можно ли утверждать, что это сказалось и на качестве образования?

- Да, из-за пандемии я потеряла самую важную часть своего курса, ради которой и выбрала эту специализацию. По программе я должна была весь второй год учиться в Париже. Понятно, что мы никуда не поехали, просто сменили локацию онлайн-обучения – теперь виртуальные занятия проходили не в KCL, а в Британском университете в Париже.

Весь первый семестр мы изучали практически одну только литературу, приходилось много читать на языке. Во втором добавились лингвистика, грамматика, перевод. Сама по себе программа была очень интересной, и поскольку все занятия шли на французском, прогресс в языке все-таки был. Но, конечно, не такой, как если бы я жила в Париже и постоянно использовала французский – и во время учёбы, и в повседневном общении.

Я считаю, что обучение в привычном формате было бы более продуктивным. Лично мне сложно сосредоточиться дома перед экраном. Многие студенты просто отмалчивались на онлайн-семинарах, живого обсуждения не было, как не хватало и общения с однокурсниками и преподавателями. От этого, безусловно, страдало качество обучения. Хотя объём знаний нам давали тот же, что и очно.

- Это как-то сказалось на оценках и результатах экзаменов?

- По каждому модулю мы писали курсовые и сдавали экзамены. Были и другие задания, которые влияли на финальную оценку за курс. Свои первые экзамены я сдавала ещё очно, это было в январе 2020 года. А потом все экзамены принимались дистанционно. И руководство университета приняло решение не учитывать в дипломе результаты первого курса.

Могу сказать, что сдавать экзамены онлайн проще, чем очно. Во-первых, можно пользоваться учебниками. Во-вторых, даётся дополнительное время. На некоторые письменные экзамены выделялось 24 часа, для других устанавливался лимит по таймеру, например 3 часа. Устные экзамены проводились в двух форматах: или сдавались, как и раньше, только перед экраном компьютера, или предполагали запись аудиопрезентации.

Если честно, я не очень довольна своими оценками. Связано ли это с онлайн-обучением, или с недостатком самодисциплины и организованности, не знаю. Но совершенно точно, что учиться дома, полностью делая всё самостоятельно, сложнее, чем в университете. На первый план выходит умение планировать время, находить стимулы для занятий. По моей специальности приходится читать много книг за короткое время, курсовые тоже нередко идут друг за другом. Но в то же время есть периоды, когда работы совсем мало, и важно не расслабиться и не выйти из учебного ритма.

- Если не принимать во внимание неизбежные издержки, вызванные ковидом, в чем сильные стороны и преимущества британских университетов?

- В британских университетах акцент делается на востребованности выпускников. Это, наверное, главное преимущество: учёба не ради учёбы, а для успешного трудоустройства и карьеры.

Хорошее оснащение, повсеместное использование цифровых технологий, мощная научная и преподавательская база особенно наглядно проявились во времена пандемии. Ведущие британские университеты перешли на дистанционное обучение быстро и без потери качества.

Еще один плюс – множество студенческих сервисов и ресурсов, в том числе онлайн. И конечно, наличие у каждого студента наставника – тьютора. Это человек, который интересуется, как у тебя дела с учёбой и бытом, и помогает решать разные вопросы и проблемы.

- Вы сказали, что британские университеты заботятся о карьере своих выпускников. Как это проявлялось в KCL? Где работают выпускники вашего факультета?

- В каждом университете работает служба карьеры, которая помогает, в основном информационно, с поиском и стажировки во время учёбы, и работы после выпуска. После моего факультета выпускники идут в разные сферы. Главным образом, в маркетинг и сферы, связанные с коммуникацией, кто-то работает переводчиком.

Но, в целом, в Лондоне непросто найти работу, особенно иностранцу и тем более сейчас, во время пандемии. Хорошо, что теперь можно получить специальную двухгодичную визу выпускника для поиска работы. Ещё вариант – в первый год после выпуска устроиться на стажировку и за это время постараться заключить постоянный трудовой контракт.

- Вы уже задумывались о том, чем заниматься дальше, после окончания университета?

- По программе бакалавриата мне осталось доучиться еще год. Я очень надеюсь провести его в кампусе – очень соскучилась по Лондону и нормальной учёбе (беседа состоялась летом 2021 года, с осени этого года университеты Великобритании вернулись к очному формату – Прим. автора). После этого планирую поступать в магистратуру – по другой специальности и в другой университет. Мне интересна сфера технологий в индустрии моды, она лучше всего развита во Франции и Италии, хотя и в Англии тоже. Поэтому я рассматриваю в том числе итальянские университеты, которые специализируются в моде и дизайне. Тем более что я знаю итальянский, как и французский и китайский, которые начала изучать еще в школе. Работать я тоже бы хотела на стыке моды и технологий, но сначала надо магистратуру закончить. Кроме того, у нас с друзьями из Англии и Канады уже есть действующий стартап в сфере e-commerce им я тоже планирую заниматься после окончания университета.

- Что вы можете посоветовать тем, кто хочет учиться в Англии?

- Четко понимать, чем хочешь заниматься и на какой факультет поступать. В Великобритании сложно поменять специальность во время учёбы. Я бы посоветовала съездить посмотреть университет, оценить, насколько нравится атмосфера в нём, поговорить с преподавателями и студентами, изучить сайт, побывать на дне открытых дверей. Понятно, что уровень английского должен быть высоким. А самое главное – должны быть мотивация и желание учиться, как и знание профильных предметов.